воскресенье, 22 ноября 2015 г.

29. Стартер. Звуковой сигнал.

Стартер, звуковой сигнал.


      Пуск двигателя производится с помощью стартера, который представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением. Включение стартера - электромагнитное, дистанционное. Реле стартера установлено на корпусе стартера, питание обмоток этого реле осуществляется от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания.
     В корпусе 18 (рис.) стартера винтами закреплены четыре стальных полюса 21, на которые надеты катушки обмотки 22 возбуждения. Две катушки (сериесные), соединенные между собой параллельно, последовательно соединены с обмоткой якоря. Поскольку через них при пуске двигателя проходит большой ток, их обмотки (как и обмотка якоря) выполнены из медной ленты большого сечения. Две другие катушки (шунтовые) между собой соединяются последовательно и вместе включаются параллельно обмотке якоря. Их обмотки рассчитаны на сравнительно небольшой ток, зависящий главным образом от напряжения аккумуляторной батареи.
Стартер автомобиля ВАЗ-2105
Стартер автомобиля ВАЗ-2105:
1 - крышка; 2 - контактная пластина; 3 - контактный диск; 4 – корпус реле стартера; 5 - катушка; 6 - сердечник; 7 - возвратная пружина; 8 - тяга; 9 - рычаг привода; 10 - клемма; 11 - клемма втягивающей обмотки; 12 - клемма цепи от аккумуляторной батареи;13 - удлиненная ступица муфты; 14 - упорное кольцо; 15 - шестерня; 16 - муфта свободного хода; 17 - буферная пружина; 18 - корпус; 19 - стяжная шпилька; 20 — сердечник; 21 - стальные полюса; 22 - обмотка возбуждения; 23 - щетка; 24 - защитная лента; 25 - коллектор; 26 - втулка; 27 - вал якоря; 28 - задняя крышка; 29 - наружная обойма; 30 - ролик; 31 - толкатель; 32 - пружина толкателя; 33— внутренняя обойма
         Четыре медно-графитовые щетки 23 установлены в щеткодержателях, закрепленных в алюминиевой крышке 28. К двум щеткодержателям положительных щеток, изолированным от крышки пластмассовыми пластинами, присоединяются выводы сериесных катушек. Другие два щеткодержателя, к одному из которых присоединены выводы шунтовых катушек, приклепаны к крышке, т. е. соединены с "массой", в них вставляются отрицательные щетки. Все щетки прижимаются к коллектору 25 спиральными пружинами.
           Якорь состоит из вала 27 и напрессованных на него сердечника 20 с обмоткой и коллектора 25. Обмотка уложена в пазы сердечника, набранного из тонких пластин электротехнической стали. Концы обмотки выведены на изолированные друг от друга пластины коллектора, собранные на пластмассовом основании. Вал вращается в двух пористых металлокерамических втулках, пропитанных мае лом и запрессованных в крышки стартера. Передняя крышка имеет фланец, которым стартер крепится к картеру сцепления В этой крышке на валу якоря смонтирован привод стартера, включающий в себя рычаг 9 с буферной пружиной и роликовую обгонную муфту (муфту свободного хода 16 с шестерней 15). Муфта обеспечивает передачу крутящего момента от стартера к венцу маховика при пуске двигателя и отсоединение шестерни стартера от маховика после пуска двигателя.
          Наружная обойма 29 муфты соединена с удлиненной ступицей 13, которая на спиральных шлицах установлена на валу якоря. Такая установка обеспечивает поворот муфты при ее перемещении вдоль вала, что облегчает ввод в зацепление зубьев шестерни стартера с зубчатым венцом маховика. Наружная обойма с внутренней стороны имеет четыре фигурных выреза, в которых размещаются ролики 30. Ролики с помощью пружин 32 и толкателей 31 постоянно отжимаются в суженную часть выреза, заклинивая наружную и внутреннюю ведомую обойму, выполненную заодно с шестерней 15 привода стартера. При работающем стартере эффект заклинивания усиливается. Муфта свободного хода стартера, установленного на двигателе автомобиля ВАЗ-2105, имеет только три заклинивавющихся ролика.
          Стартер включается поворотом ключа зажигания вправо до отказа. При этом небольшой силы ток от аккумуляторной батареи через замок зажигания пойдет на клемму 11 реле стартера и пройдет по обеим его обмоткам. Поскольку втягивающая обмотка реле последовательно соединена с обмотками стартера, то происходит медленное вращение якоря, облегчающее зацепление шестерни привода с венцом маховика двигателя. Одновременно под действием суммарного электромагнитного поля обеих обмоток реле стартера сердечник 6 втягивается в катушку 5 и с помощью рычага 9 вводит шестерню 15 привода в зацепление с венцом маховика. В конце своего хода сердечник 6 с помощью контактного диска 3 замыкает клемму 12 с клеммой 10 и дополнительно контактную пластину 2 клеммы КЗ. При этом ток большой силы от аккумуляторной батареи пойдет в обмотки возбуждения и обмотку якоря стартера (цепь: аккумуляторная батарея - клемма 12 - клемма 10 - обмотки стартера); благодаря взаимодействию магнитных полей осуществляется вращение якоря и пуск двигателя. Одновременно происходит короткое замыкание дополнительного резистора в катушке зажигания (двигатель "Москвич"), что улучшает условия пуска. В момент замыкания клемм 10 и 12 втягивающая обмотка закорачивается, но сердечник продолжает оставаться в рабочем положении под действием удерживающей обмотки.
При выключении электрической цепи управления все подвижные части реле стартера и механизма привода займут исходное положение под действием усилия возвратной пружины 7.
         Если двигатель начнет работать, а стартер не будет выключен, зубчатый венец маховика заставит шестерню стартера и внутреннюю обойму муфты вращаться с высокой частотой, ролики сдвинутся по наклонной поверхности пазов в широкую часть, позволяя наружной ведомой обойме вращаться свободно, не передавая усилия на вал якоря, что предупредит "разнос" стартера. В случае если при перемещении привода зуб шестерни стартера совпадет с зубом венца маховика, буферная пружина 17 привода сожмется, позволяя рычагу 9 перемещаться дальше и замкнуть электрическую цепь стартера. Когда же якорь повернется, шестерня под действием буферной пружины сразу же войдет в зацепление с венцом маховика.
Учитывая, что при пуске (особенно холодного двигателя) стартер потребляет ток большой силы, продолжительность его включения не должна превышать 10... 15 с. Повторные включения можно делать только через 30 с.


                     Звуковой сигнал вибрационного типа, безрупорный. На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливаются два сигнала - низкого и высокого тона, на автомобилях "Москвич" - два электромагнитных тональных сигнала.
Сигнал состоит из корпуса, электромагнита 3 (рис., а), якорька 10, контактов 9, мембраны 1 и резонаторного диска 11. При нажатии на кнопку 12 ток от аккумуляторной батареи поступает по замкнутым контактам 9 в обмотку 2 электромагнита. При этом электромагнит притягивает якорек 10, который прогибает мембрану и одновременно размыкает контакты. Электрическая цепь разрывается, электромагнит размагничивается, якорек 10 под действием упругости мембраны 1 отходит обратно, вследствие чего контакты 9 вновь соединяются, образуется замкнутая электрическая цепь, якорек вновь притягивается, процесс вновь повторяется. При этом создаются частые колебания мембраны (до 100 колебаний в секунду) и появляется звук, тон которого можно регулировать винтом 7.
Звуковой сигнал
Звуковой сигнал:
а - схема включения звукового сигнала; б - звуковой сигнал автомобиля ВАЗ; 1 - мембрана; 2 - обмотка электромагнита; 3 -электромагнит; 4 - стержень; 5 - скоба; 6 - конденсатор; 7 -регулировочный винт; 8 - клеммные зажимы; 9 - контакты; 10 - якорек; 11 - резонаторный диск; 12 - кнопка звукового сигнала; 13 – аккумуляторная батарея.